|
"Игры обмена" в образовательной политике |
29-08-2024 |
Как отмечает К. Хюфнер, если государство потеряет контроль над образовательной системой, "высшее образование уже никогда не будет общественным благом". Когда в литературе речь идет о роли и месте рынка в сфере высшего образования, используется определенная "абстрактная", "упрощенная", "идеальная модель" "пространства" и "места", где спрос на высшее образование со стороны "потребителей" (студентов) удовлетворяется со стороны "продавцов" (высших учебных заведений). Следует заметить, что западные обществоведы, учитывая достаточно богатый опыт исследования феномена рынка и рыночных отношений в высшем образовании развитых стран, значительный вес уделяют выяснению особенностей различных сегментов образовательного рынка, что проявляется в его "разнообразия" ("diversity") и "диверсифованности" ("diversification"). Аксиоматическим считается, что "не существует единого рынка в сфере высшего образования". Рынок образования тесно связан с рынком труда (labour market). Общим для всех сегментов рынка в сфере высшего образования является то, что все они связаны с производством, обменом и потреблением одного продукта знаний. Согласно все упоминавшиеся "рынки" делятся на две группы: рынок распространения существующих знаний. Он включает все образовательные рынки, связанные с процессом обучения, передачи и обмена знаниями; рынок, связанный с производством новых знаний. Выде-млюють рынки фундаментальных и прикладных исследований. Какие услуги предоставлять в частном секторе высшего образования, определяют покупатели и продавцы, способ их производства определяет конкуренция, а на кого и для кого рассчитаны услуги, определяет спрос. В частности, заказчиком образовательных услуг может стать правительство (квази-рынок). Образовательные услуги предоставляются по рыночным ценам. Но механизм их формирования, поскольку речь идет о "смешанное благо", отличается от взаимодействия спроса и предложения обычных благ.
Добавить комментарий:
|
|